?

Log in

No account? Create an account
Тот, кто говорит много, не говоря ничего
Записки от скуки
Детская одежда на старых семейных фотографиях. 
14th-Jun-2014 11:10 pm
Tale
Сейчас  мучительно размышляю о платьице для одной чудесной кукляши, которая у меня поселилась. Кукляша антикварная, маленькая, хорошенькая, прямо не надышусь на нее (потому что я вообще не избалована антикварными кукляшами, а тут вдруг сразу такая лапочка), и поэтому размышления о платьице становятся особо мучительны. Подходящих антикварных тканей у меня в хозяйстве нет, что добавляет мучений.
И вот залезла я в поисках в альбом наших старых семейных фото начала ХХ века. И подумала - а вдруг кому пригодится. Фотографии примечательны тем, что не постановочны в большинстве своем, а сняты практически в домашних условиях - во дворе дома на Китай-городе, на даче... Значит, и родные мои на фото одеты так, как одевались в своей повседневной жизни.





Примечательная деталь - на девочках фактически везде темные чулочки и ботиночки, даже если платье светлого тона. Не знаю, насколько это было распространено, но у нас так. Платье на девочке, скорее всего, не белое - это видно в сравнении с одеждой малыша. Вообще, белых одежек на детях почти нет, в основном цветные или темные. Это логично, в общем-то.


А здесь темное платье, и чулочки, похоже, вовсе в клеточку... Правда, видно плохо. Ну и мальчики.


А тут появилась шляпка :) И полосатое платьице с отделкой по низу.


Тут маленький совсем дитенок, мама полагает, что все-таки девочка, дедушкина младшая сестра, но точных сведений нет. Всего в семье было семеро детей - две сестры и пятеро братьев.


Это фотография более старая и студийная... Дедушкина старшая сестра Зина, что на других фото уже подросла, здесь совсем малыш. Тут зима, на окошках цветут снеговые улыбки... Все еще хорошо, и прадедушка молод, весел и жив... А брат его Иван Иваныч, напротив, делает серьезное лицо. Прабабушка Груша красавица была. Мама на нее похожа.


А тут бабушка Зина совсем барышня уже.


А тут даже "год издания" напечатан.


Дети со своим дедушкой. Мне, стало быть, он пра-прадедушка...
Все по-простому - пальтишко, платочек на голову... А ведь Москва.


Вот еще моя любимая фотография. Опознаются (из детей) бабушка Зина (с мячиком) и дедушка (на велосипеде). Интересно, что в платье бабушки Зины, насколько я смогла рассмотреть, узор каймы купона ткани использован и для отделки верха платья - нижняя полоска узора - на поясок, а верхняя "волнистая", перевернута и использована для декорирования полочки.


Ну и вот такой еще вариант, малыш в русском стиле.

Куколка маленькая сидит, ждет платья, нюхает жасминовую веточку. Спрашивает - что у тебя осталось от предков? Наверное, много всего старинного? "Да нет, куколка, - говорю я, - ничего почти не осталось. Частички старого кузнецовского сервиза, пара икон, шарик вон стоит стеклянный возле тебя, Иван Иваныч делал, он был оптик... Кусочки кружева от прабабушкиного платья где-то лежат... Еще воспоминания... Вот и все богатство."
Comments 
14th-Jun-2014 08:40 pm (UTC)
Катя, привет! рада твоему появлению:)
Ты богата, вот сколько фото осталось!
а есть ли у тебя пост о семье, о людях, что на фото? их судьбе, кем были, чем занималиь?
очень интересно было бы узнать:)
14th-Jun-2014 10:16 pm (UTC)
Нет, поста такого нет, но вкратце описать могу :) Прадедушка, Алексей Иванов Савельев, родом был из крестьян Дмитровского уезда Караваевской волости деревни Нового Села. Жил и работал в Москве, по моим сведениям, был управляющим московскими магазинами Кузнецова-Гарднера. Его брат Иван был оптиком, делал разные линзы и хорошо зарабатывал на этом, но любил пожить на широкую ногу, и деньги подчас спускал. Прабабушка Агриппина Павловна, в девичестве Пирожихина, тоже родом была из крестьян, но ее семья давно осела в Москве, отец ее торговал яблоками на базаре, а мать одно время служила горничной у каких-то господ, и в ее обязанности, помимо прочего, входило приглядывать за господской обезьянкой. Сама же прабабушка была домохозяйкой, но шила на заказ детские одёжки, особенно, когда прадедушка умер во время эпидемии, и на руках осталось семеро детей. Старшие ребята сразу пошли работать - надо было кормить семью. Поэтому дедушка не получил высшего образования, работал электриком. А младшие выучились. Двое из братьев погибли на войне. Дедушка не воевал, по болезни, очень тяжело болел в те годы. Погиб и муж тёти Зины, которая на фото тоже есть. Их маленький сын так тяжело пережил потерю, что заболел, и на всю жизнь остался инвалидом (сильно хромал и ходил с палочкой). Тётя Тоня тоже хромала после травмы, полученной в детстве. Замуж она не вышла (говорят, прабабушка не дала), и всю жизнь нянчила племянников и племянниц, в том числе и внучатых, то есть нас.
Большинство фото сделано во дворе церкви Троицы в Никитниках, где семья и жила в церковном доме. Потом все разлетелись, остались там жить прабабушка с тетей Тоней, и жили до 50х годов, когда дом снесли и построили там какую-то правительственную гадость. Вот такие дела :)
14th-Jun-2014 09:43 pm (UTC)
какое волшебство старых фотографий... Примеряю сразу на себя... И куколка маленькая ждёт и маленькие кусочки кружев имеются.... Не имеется только идей и решимости, вот бы только порыться в старинных фотографиях, зарядиться и заразиться от них и сразу всё получится, правда у меня их гораздо меньше, хотя прабабушка моя всю жизнь шила костюмы в большом театре... Вот бы она посоветовала, но к сожалению, я ее очень очень мало знала при жизни, она умерла, когда мне было 6 лет...
14th-Jun-2014 09:55 pm (UTC)
Я своих прабабушек не застала в живых - ни одной. Увы.
Бабушка Груша, та, что здесь на фотографиях (большинство их сделано во дворе Церкви Троицы в Никитниках), тоже шила, нам досталась в наследство ее машинка "Зингер". Шила много на заказ, по необходимости - прадедушка умер рано, во время эпидемии, и надо было как-то прокормить семерых детей. Тетя Тоня, младшая ее дочь (но не самая младшая из детей) тоже шила вместе с прабабушкой, и потом всю жизнь шила, и вязала, меня обшивала вот, например :)
Из меня, конечно, та еще швея, но я стараюсь :)
15th-Jun-2014 12:52 am (UTC)
Невероятно интересно смотреть на старые фотографии. Они запечатлевают более, чем просто образ, форму, у меня такое ощущение, что либо современные фотографии, куда более совершенной техникой, что-то важное не могут передавать, либо люди утратили что-то очень важное. Прапрадедушка с внучками - какая сила, уверенность не внешние, сущностные! Богатый архив! Спасибо, что показали.
15th-Jun-2014 07:07 am (UTC)
Я сама люблю рассматривать все это :)
Прапрадедушка в этой подборке не один даже, их два. Я, поскольку сосредоточилась на одежке, в подробности не вдавалась. На третьей фотографии как раз прапрадед Павел Пирожихин, со своей дочерью, моей прабабушкой, и внуками (и на фото, где тетя Зина с мячиком, тоже он есть). Ну а в картузе с двумя внучатами - прапрадед Иван Савельев, то есть прадедушки Алексея Иваныча отец.
А что люди утратили важное - это, пожалуй, действительно так.
15th-Jun-2014 04:56 am (UTC)
Память семейная - это настоящее богатство! Хорошо что сохранилась, не потерялась в революциях и войнах. А у меня от дедушки по отцу ни одного фото нет, он во время войны погиб. И от прадедушки по маме ничего не осталось, молодым умер 27 лет от чахотки, только бабушка успела родиться.
15th-Jun-2014 07:21 am (UTC)
Да, грустно. У моих прадедушек судьба тоже печальная, хотя, слава Богу, фотографии остались от всех. Алексей Иваныч, который здесь есть на фотографиях, умер довольно молодым во время эпидемии (к стыду своему, не помню, какой, возможно, холера). Прадедушка Владимир Николаевич был священником и в результате погиб в сталинских лагерях в 1936 году. Прадедушка Кирилл был старообрядец, имел большую семью и крепкое хозяйство - так раскулачили, еле спасся, пришлось на старости лет менять место жительства и устраиваться на тяжелую работу, чтобы поднять хоть как-то младших детей. Ему уже 70 лет было. Надорвался на работе и помер. Прадедушка Сергей всю жизнь проработал на железной дороге в Смоленской области, жили очень бедно, бабушка с 6 лет то работала нянькой в чужих семьях, о в интернате жила, прокормить нечем было. Умер прадедушка хоть и не очень молодым, но прабабушка его надолго пережила. Попала в оккупацию, стирала немцам рубашки, лучше нее никто во всей деревне этого делать не умел. Такой вот срез истории в одной семье. Можно много еще чего рассказать, но это долго :)
Мне повезло- и бабушек и дедушек застала в живых. Жаль, маленькая была и глупая, мне бы порасспрашивать их хорошенько. Но - где-то не догадалась, а что-то и забыла уже. Записывать надо было :)
16th-Jun-2014 12:26 pm (UTC)
И фотки, и текст - лирическое все такое.
Будет у куколки платье, не сомневаюсь.

А какая ткань нужна, светлая или темная? И какое количество? (Есть очень темный, черно-синий шелк и белый батист от нижней рубашки, небольшие кусочки, около 30 см каждый, старинные, само собой, неровные, могу задарить)
16th-Jun-2014 12:29 pm (UTC)
О! Спасибо! Батист очень-очень нужен!
Я вот твоих куклях все хотела посмотреть, они живы еще?
16th-Jun-2014 12:31 pm (UTC)
Живы куколки, с моей ленью-то, я даже не занималась их продажей.
А ты приезжай, мы вытащим все тряпочки, ты себе забери нужно. Может еще что-нибудь сыщется :)

И куклы будут рады гостю :)
16th-Jun-2014 12:36 pm (UTC)
Хорошо, договорились!
Ты дома уже, стало быть :)
Когда лучше приезжать?
16th-Jun-2014 12:42 pm (UTC)
Можно прямо сегодня, я никуда не выйду.
Или в любой другой ближайший день, звони :)
16th-Jun-2014 12:45 pm (UTC)
На сегодня у нас уже планы :)
Но в ближайшие дни постараюсь. Телефон у тебя прежний?
16th-Jun-2014 01:00 pm (UTC)
Оба прежние, рада буду. Хотите - вдвоем приезжайте :)
This page was loaded May 25th 2018, 4:20 pm GMT.