Катерина (kutxxa) wrote,
Катерина
kutxxa

Categories:

Ситцы

Я давно уже хотела написать что-нибудь об истории русских ситцев. Не в глобальном плане, конечно же, много ли в пост уместишь. Просто вот покою не дает мысль - сколько же у нас всего прекрасного было, и не смогли мы этого сберечь. Сплошь и рядом я сталкиваюсь с тем, что большинство наших современников не имеет ни малейшего понятия об эстетике и колористике традиционного русского костюма. Очень смешно бывает, когда, бия себя в грудь, какая-нибудь подвыпившая мадам кричит на все метро: я мол, русская, и одеваюсь по-русски - будучи одетой при этом, естественно, в китайский джинсово-курточный ширпотреб неопределенно-грязного цвета. То есть, если поместить эту мадам на какое-нибудь русское деревенское гулянье, допустим, конца 19 века, у нее был бы нешуточный культурный шок. Наверное, она бы решила, что попала в цыганский табор или что-то похожее. Ну, шутка ли - яркие платки, завески, множество лент, поневы с бубенцами по всей попе, бусы "ёлочные", ситцы всех цветов радуги... Как жаль, что на архивных черно-белых фотографиях этого многоцветья не разглядишь, но, зная историю текстильного дела на Руси, нетрудно угадать, что и какого цвета надето на поселянках. Действительно, целая цветочная лужайка получается.
Тах вот, о ситцах...


Что такое вообще ситец? В общем смысле это крашеная хлопчатобумажная ткань (миткаль) с нанесенным на нее рисунком. Бывают белоземельные ситцы (отбеленные, с рисунком по белому фону). Ситцы пришли к нам из Европы, а туда, в свою очередь, попали из Индии. В России широкое производство ситцев началось примерно в конце 18 века. Сначала ведущими центрами производства были Москва и Питер, а затем мало-помалу производство стало развиваться в старинном центре текстильного промысла - Владимирской области. Это, в первую очередь, село (ныне город) Иваново, Шуя, а также Александров и его окрестности. Если в Москве и Питере производство в основном было рассчитано на состоятельные слои населения, то во Владимирской области ситцы делались, как говорится, для широких народных масс, а значит, были более яркими, пестрыми, более смелыми по рисунку. Сказалось и богатое наследие предков - ведь издавна здесь производили ткани на продажу и делали набойки. Опять же, эти края были всегда богаты на художников - рядом Палех, Холуй и другие иконописные центры. В кадрах недостатка не было, и работа закипела. Одна за другой открываются фабрики и мануфактуры, составившие славу России на многих международных выставках. Вот некоторые из них.
Мануфактура Барановых находилась в с. Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии. Она ведет свою историю с 1846 г., когда И. Ф. Баранов построил фабрику, на которой производилось крашение кумача, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный "адрианопольский" цвет. Не узнать их невозможно - они очень характерны. В целом на кумачовых барановских платках сохранялись узоры, типичные для народных набивных тканей XIX в. Как при ручной, так и при усовершенствованной, механической печати они продолжали использоваться вплоть до 1920-х гг.
Еще одним известным центром по изготовлению хлопчатобумажных платков была Шуя, где с конца XVIII в. существовало ткацко-набивное заведение, принадлежавшее купцам Посылиным. В 1841 г. произошел раздел имущества Посылиных, что привело к образованию двух самостоятельных производств: Степана Ивановича и Алексея Ивановича Посылиных. Хотя именно на мануфактуре Посылиных впервые появилась пирротина (печатная машина для набивки многоцветных тканей), но в обоих заведениях до 1920-х гг. сохраняется ручная набойка платков. Платки мануфактуры Посылиных тоже очень характерны - самые знаменитые из них, темные платки с восточными "огурцами", производились, видимо, с расчетом на экспорт в Азию, Астрахань, другие южные регионы (наши фабрики даже в зарубежной Азии вполне успешно конкурировали с англичанами). Но и в России, и на Украине эти платки пришлись ко двору, а на современных антикварных рынках и вовсе идут нарасхват. Осталось их мало.
Производились прекрасные платки и ситцы на матуфактуре Прохорова (Трехгорка) в Москве.
Конец 19 века был веком славы русского текстиля - наши ткани пользовались спросом за рубежом и получали самые лестные отзывы на международных ярмарках.
То, как начало широкого производства ситцев повлияло на традиционный костюм - отдельная большая тема. Можно только сказать, что влияние это было настолько существенным, что привело к сильным изменениям как всего костюма в целом, так и отдельных его элементов.
Ну а дальше - сами знаете. Революция, и затем медленное умирание текстильного производства. Соответственно, и медленное умирание культуры одежды вообще. До перестройки оставшиеся и выжившие фабрики в основном работали на экспорт, и, говорят, на экспорт шли произведения высокого текстильного искусства, в которых сохранялись традиции старых мастеров. В отечественных же магазинах... что говорить. Но та марля, которая гордо именуется ситцем в нынешних магазинах тканей еще плачевнее, и уверяю вас, ничего общего с ситцами она не имеет.
Вот попробуйте на ощупь, к примеру, барановский платок - их много на том же Вернисаже в Измайлово. Вы увидите, насколько он плотен, пластичен, краски за сто лет ничуть не выцвели. Если его надеть, то он будет потеплее и покомфортнее нынешних павловопосадских шалей. В многослойном традиционном костюме из хлопка и льна замерзнуть было трудно, не то что в мерзком черном джемпере из китайских отходов.
Конечно, синтетика дешевле. Но ходить-то в ней как противно, люди добрые.
Неужели за 100 лет можно так легко все забыть - что русский народ любил все яркое, пестрое, радующее глаз, не боялся смело комбинировать любые цвета и оттенки? Куда все подевалось?
Так вот вам несколько платочков из моей личной коллекции, как очередной пример России, которую мы потеряли.

Платки фабрики Посылиных в Шуе:





Этот платок, и подобные ему в Нижегородской губернии называли "болотными". Цвет их мог быть не только зеленым, но и молочным, коричневым... Предположительно, мануфактура Прохорова, но может быть и другая.



Барановские платки.



Это не мой, это из коллекции Сергиево-Посадского музея:


Вот пара полезных ссылок, где можно почитать об истории ситцев подробнее:
http://fashion-school.narod.ru/rusitec.htm
http://www.ivanovo.ru/Sitec/hist.html

Ну и напоследок. Для коллекционеров давно уже не секрет, куда частенько уходят антикварные ситцы, коих и так осталось совсем мало. Так вот. У народов Кавказа существует обычай хоронить своих покойников в... правильно, хороших, красивых тканях. Поелику ныне таковых не производят, то почтительные сыновья и дочери приобретают их у антикваров. В принципе, я их понимаю. Но господи, господи, жалко-то как! Как жалко... (((((

Апдейт. Еще немножко барановских ситцев из коллекции Александровского музея.








Tags: история, ткани, традиционный костюм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments